Новй проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»разработан в целях закрепления правового статуса особой категории транспортных средств, не используемых по назначению и обладающих исторической, художественной, научной или культурной ценностью (далее -музей – транспорт).
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в целях закрепления правового статуса особой категории транспортных средств, не используемых по назначению и обладающих исторической, художественной, научной или культурной ценностью (далее -музей – транспорт).
Музей-транспорт должен быть приспособлен для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также осуществления просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности.
При этом музеем-транспортом будет признаваться либо объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации, либо музейный предмет, включенный в Музейный фонд Российской Федерации.
Музей-транспорт, являющийся музейным предметом, подлежит государственному учету в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; музей-транспорт, являющийся объектом культурного наследия, учитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.
Вышеописанные положения закрепляют существующую практику категоризации объектов, которые в законопроекте предложено именовать музеем-транспортом.
Музей-транспорт может иметь научно-техническое значение: это могут быть объекты с индивидуальной инженерно-технической конструкцией, не имеющие аналогов, или же транспорт, сохраненный в единичном экземпляре (для примера, научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» является единичным экземпляром среди судов космической флотилии; атомный ледокол «Ленин» – первый атомный ледокол России). При этом музей-транспорт, который был участником важных исторических событий или внес вклад в развитие науки, народного хозяйства, обороноспособности страны, имеет помимо всего прочего важное историческое значение (к примеру, объекты военной авиации, хранящиеся в Центральном музее военно-воздушных сил).
Особо следует затронуть некоторые вопросы правового положения музея-транспорта, являющегося судном или плавучими объектом.
В Российской Федерации сегодня около 20 так называемых кораблей-музеев. Все они приспособлены для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, в том числе осуществления просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности. Для сравнения, в Великобритании подобных кораблей-музеев около 100, в США – 350.
В обоснование законодательной инициативы необходимо обратиться к опыту ФГБУК «Музей Мирового океана».
Сегодня ФГБУК «Музей Мирового океана» имеет в своем распоряжении корабли военно-морского, ледокольного, космического назначения.
Для примера, ФГБУК «Музей Мирового океана» владеет:
- научно-исследовательским судном «ВИТЯЗЬ» (объект культурного наследия, учтен в реестре плавучих объектов);
- подводной лодкой «Б-413» (объект культурного наследия, учтен в реестре плавучих объектов);
- рыболовным траулером СРТ-129 (объект культурного наследия, учтен в реестре плавучих объектов);
- плавучим маяком «Ирбенский» (не является объектом культурного наследия, учтен в реестре плавучих объектов):
- Ледоколом «Красин» (объект культурного наследия, учтен в государственном судовом реестре).
Учет, регистрация, эксплуатация таких «музейных кораблей» регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее – КТМ) и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее – КВВТ).
При этом проблемы в правовом регулировании, в том числе в части налогообложения, возникают с судами, которые располагаются в морских портах. В соответствии с вышеназванными кодексами такие суда могут располагаться в порту только в качестве судна, вместе с тем такое их отнесение приводит к необходимости выполнения массива требований в соответствии с КТМ.
Законопроектом определяется, что музеем-транспортом может быть признано судно, находящееся на длительной стоянке в морском порту и используемое в культурных целях. Музей-транспорт, как и судно, находящееся на длительной стоянке, не выполняет транспортную функцию. В правилах и морского, и водного регистра уже существуют специальные нормы, которые относятся к таким судам и предъявляют к ним иные требования, чем для тех судов, которые занимаются перевозкой пассажиров или груза. Закрепление подобной нормы позволит однозначно определить правовое положение расположенных в морском порту судов, которые не осуществляют транспортные перевозки и при этом выполняют важную социокультурную функцию в обществе – сохраняют и популяризируют достояние народов Российской Федерации.