Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
18.02.2022, 11:25

Новй ​проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»разработан в целях закрепления правового статуса особой категории транспортных средств, не используемых по назначению и обладающих исторической, художественной, научной или культурной ценностью (далее -музей – транспорт).

Новй ​проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»разработан в целях закрепления правового статуса особой категории транспортных средств, не используемых по назначению и обладающих исторической, художественной, научной или культурной ценностью (далее -музей – транспорт).

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в целях закрепления правового статуса особой категории транспортных средств, не используемых по назначению и обладающих исторической, художественной, научной или культурной ценностью (далее -музей – транспорт).

Музей-транспорт должен быть приспособлен для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также осуществления просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности.

При этом музеем-транспортом будет признаваться либо объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации, либо музейный предмет, включенный в Музейный фонд Российской Федерации.

Музей-транспорт, являющийся музейным предметом, подлежит государственному учету в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; музей-транспорт, являющийся объектом культурного наследия, учитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.

Вышеописанные положения закрепляют существующую практику категоризации объектов, которые в законопроекте предложено именовать музеем-транспортом.

Музей-транспорт может иметь научно-техническое значение: это могут быть объекты с индивидуальной инженерно-технической конструкцией, не имеющие аналогов, или же транспорт, сохраненный в единичном экземпляре (для примера, научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» является единичным экземпляром среди судов космической флотилии; атомный ледокол «Ленин» – первый атомный ледокол России). При этом музей-транспорт, который был участником важных исторических событий или внес вклад в развитие науки, народного хозяйства, обороноспособности страны, имеет помимо всего прочего важное историческое значение (к примеру, объекты военной авиации, хранящиеся в Центральном музее военно-воздушных сил).

Особо следует затронуть некоторые вопросы правового положения музея-транспорта, являющегося судном или плавучими объектом.

В Российской Федерации сегодня около 20 так называемых кораблей-музеев. Все они приспособлены для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, в том числе осуществления просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности. Для сравнения, в Великобритании подобных кораблей-музеев около 100, в США – 350.

В обоснование законодательной инициативы необходимо обратиться к опыту ФГБУК «Музей Мирового океана».

Сегодня ФГБУК «Музей Мирового океана» имеет в своем распоряжении корабли военно-морского, ледокольного, космического назначения.

Для примера, ФГБУК «Музей Мирового океана» владеет:

- научно-исследовательским судном «ВИТЯЗЬ» (объект культурного наследия, учтен в реестре плавучих объектов);

- подводной лодкой «Б-413» (объект культурного наследия, учтен в реестре плавучих объектов);

- рыболовным траулером СРТ-129 (объект культурного наследия, учтен в реестре плавучих объектов);

- плавучим маяком «Ирбенский» (не является объектом культурного наследия, учтен в реестре плавучих объектов):

- Ледоколом «Красин» (объект культурного наследия, учтен в государственном судовом реестре).

Учет, регистрация, эксплуатация таких «музейных кораблей» регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее – КТМ) и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее – КВВТ).

При этом проблемы в правовом регулировании, в том числе в части налогообложения, возникают с судами, которые располагаются в морских портах. В соответствии с вышеназванными кодексами такие суда могут располагаться в порту только в качестве судна, вместе с тем такое их отнесение приводит к необходимости выполнения массива требований в соответствии с КТМ.

Законопроектом определяется, что музеем-транспортом может быть признано судно, находящееся на длительной стоянке в морском порту и используемое в культурных целях. Музей-транспорт, как и судно, находящееся на длительной стоянке, не выполняет транспортную функцию. В правилах и морского, и водного регистра уже существуют специальные нормы, которые относятся к таким судам и предъявляют к ним иные требования, чем для тех судов, которые занимаются перевозкой пассажиров или груза. Закрепление подобной нормы позволит однозначно определить правовое положение расположенных в морском порту судов, которые не осуществляют транспортные перевозки и при этом выполняют важную социокультурную функцию в обществе – сохраняют и популяризируют достояние народов Российской Федерации.

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

18.03.2024 Поддержи Забайкальские проекты"Комфортная городская среда"
15.03.2024 Ансамбль Цугольского дацана отреставрирует компания из Владимира
06.02.2024 Три услуги, которые можно получить через ЕПГУ:
06.02.2024 Утверждены программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) объектам культурного наследия на 2024 год
06.02.2024 С 01 февраля 2024 года вводятся в действие новые национальные стандарты в области сохранения объектов культурного наследия
01.10.2023 Проекты для общественного обсуждения
15.05.2023 Государственная служба по охране объектов культурного наследия Забайкальского края переехала на новый адрес: г. Чита, ул. Бутина, 111, кабинет № 1
01.10.2022 Общественное обсуждение проекта программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Забайкальского края, на 2023 год.

Государственная служба по охране объектов культурного наследия Забайкальского края

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: