Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
17.03.2022, 16:16

Законопроект Минстроя о ГИКЭ: «риск утраты, вплоть до полного уничтожения»

Законопроект Минстроя о ГИКЭ: «риск утраты, вплоть до полного уничтожения»

Законопроект не учитывает специфику Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), суть которой заключается в приоритете сохранения объектов культурного наследия и их историко-культурной ценности, как уникальной ценности для всего многонационального народа Российской Федерации и неотъемлемой части Всемирного культурного наследия, что также отражено в ст. 44 Конституции Российской Федерации…

В отличие от Государственной экспертизы проектной документации, проводимой в порядке, установленном ГрК РФ, принципами проведения ГИКЭ (ст. 29 Федерального закона № 73-ФЗ) являются: научная обоснованность, объективность и законность; презумпция сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности; соблюдение требований безопасности в отношении объекта культурного наследия, основанные на историко-архивных и библиографических исследованиях, натурном (архитектурном) изучении объекта культурного наследия.

Государственная экспертиза проектной документации направлена, в первую очередь, на оценку соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям и пр., и не учитывает научную обоснованность проектных решений, направленных на сохранение подлинности, раскрытие и восстановление исторической, научной, художественной или иной историко-культурной ценности объекта культурного наследия, обеспечение условий для его современного использования с учетом физической сохранности объекта и его предмета охраны.

Кроме того, законопроектом не учтена установленная ст. 29 Федерального закона № 73-ФЗ необходимость соблюдения таких принципов проведения ГИКЭ как независимость экспертов и гласность, в соответствии с которыми предусмотрено, что ГИКЭ во всех указанных в ст. 28 Федерального закона № 73-ФЗ целях могут проводить только независимые эксперты, имеющие соответствующую аттестацию Министерства культуры РФ, а заключение ГИКЭ в процессе рассмотрения уполномоченным органом охраны в обязательном порядке должно проходить процедуру общественного обсуждения. Также в обеспечение принципа объективности ряд ГИКЭ (в том числе ГИКЭ по определению соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия) проводится группой из трех независимых экспертов. Принятие законопроекта в предложенной редакции приведет к нарушению установленных принципов.

Законопроектом также не предусмотрены нормы, которые предполагают передачу полномочий по оценке соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия градостроительной экспертизе.

Кроме того, в Пояснительной записке к законопроекту сделан не соответствующий нормам Федерального закона № 73-ФЗ вывод о том, что учитывая необходимость проведения ГИКЭ во всех прочих указанных в ст. 28 целях «при проведении в отношении проектной документации градостроительной экспертизы как раз и будет обеспечена оценка такой проектной документации требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, вытекающим из решений, принятых по итогам ранее проведенной ГИКЭ». В данном случае налицо подмена понятий, так как при достижении каждой из целей при подготовке заключения экспертом (экспертной группой) рассматриваются разные объекты экспертизы (ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ). При проведении ГИКЭ в иных целях научно-проектная документация на проведение работ по сохранению объектом экспертизы не является.

То же можно сказать и в отношении требования о необходимости разработки и согласования обязательных разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия при проведении работ, установленного п. 2 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ. Отсылка в данном случае к ранее проведенным ГИКЭ в иных целях, в том числе в отношении защитных зон и зон охраны объектов культурного наследия, является несостоятельной, так как объекты экспертизы во всех случаях различны. Кроме того, в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия в границах территории объекта культурного наследия действуют только положения ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ, в соответствии с п.1 которой «на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия». При этом оценка возможности проведения таких работ проводится в указанном выше разделе, а также в процессе проведения ГИКЭ на раздел при соблюдении принципов презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности, требований безопасности в отношении объекта культурного наследия, основанных на историко-архивных и библиографических исследованиях, что в силу существующих положений не учитывается при проведении градостроительной экспертизы.

Следовательно, при упразднении этапа ГИКЭ проектной документации с последующим ее согласованием в органе охраны объектов культурного наследия в случае, когда работы затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, а также исключения необходимости разработки в указанном в законопроекте случае разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия при проведении работ явится причиной появления риска утраты, вплоть до полного уничтожения, предмета охраны таких объектов культурного наследия, их облика, физической целостности, подлинности и иных особенностей, послуживших основанием для включения в Реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что приведет к причинению вреда охраняемым, в том числе Конституцией РФ, интересам государства и общества.

В соответствии с вышеизложенным считаем проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» противоречащим основным принципам законодательства об охране объектов культурного наследия.

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

18.03.2024 Поддержи Забайкальские проекты"Комфортная городская среда"
15.03.2024 Ансамбль Цугольского дацана отреставрирует компания из Владимира
06.02.2024 Три услуги, которые можно получить через ЕПГУ:
06.02.2024 Утверждены программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) объектам культурного наследия на 2024 год
06.02.2024 С 01 февраля 2024 года вводятся в действие новые национальные стандарты в области сохранения объектов культурного наследия
01.10.2023 Проекты для общественного обсуждения
15.05.2023 Государственная служба по охране объектов культурного наследия Забайкальского края переехала на новый адрес: г. Чита, ул. Бутина, 111, кабинет № 1
01.10.2022 Общественное обсуждение проекта программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Забайкальского края, на 2023 год.

Государственная служба по охране объектов культурного наследия Забайкальского края

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: